Обычные трудности подростков
У каждого ребенка в жизни
наступает момент трудностей. Это могут быть трудности в понимании людей или
усвоении школьного материала, проблемы в общении с друзьями или период
конфликтов в семье. Но чаще всего эти трудности носят временный характер. А
если ребенок умеет принимать помощь, то проблемы и вовсе решаются быстрее. С «трудными»
подростками происходит то же самое, только проблемными становятся практически
все сферы их жизни одновременно.
Какие же
психологические трудности возникают у ребенка на пути взросления?
Нарушение
взаимоотношений с одноклассниками, друзьями, родителями, педагогами и другими
взрослыми. Подростковый период - один из самых конфликтных в жизни детей.
Обостренная чувствительность к словам, взглядам, отношению к себе со стороны
других и дает вспышки неадекватного реагирования.
Разного
характера трудности в обучении. Возможно, неудовлетворительное усвоение
учебного материала связано с проблемами познавательной сферы. А быть может,
учеба страдает вовсе не из-за этого...
Чувство
внутреннего одиночества, непонятости другими. Именно в этот период многие
подростки «вдруг» начинают ощущать себя никому не нужными. А некоторые
придумывают себе теорию «приемного ребенка» - мол, я не родной ребенок, но мне
об этом не говорят или: «Меня родили, чтобы родители не разошлись, а теперь я
им не нужен». Эту теорию подростки иногда озвучивают вслух, добиваясь от
взрослых «признания» того, что это правда. И не помогают никакие разговоры о
том, что это чушь: «Что за глупость ты себе придумал? Мы столько о тебе заботимся
и любим!» А любая повышенная забота после таких слов будет рассматриваться
подростком как «заглаживание» вашего чувства вины. Лучшим выходом из ситуации
будет продолжение обычной размеренной жизни семьи и повседневной заботы о
ребенке — как всегда. А если все-таки вас втянут в разговор, бросив что-то
сродни обвинению «вы не родные», то на объяснения пойти, несомненно, нужно. Это
будет тяжелый разговор. Поговорите с подростком о его чувствах и сомнениях.
Поделитесь тем, что и вас когда-то мучили подобные мысли (даже если на самом
деле этого не было), или расскажите о ваших приятелях, детей которых терзают
подобные сомнения. Объясните ему, что такие чувства нормальны, потому что он
начинает познавать себя.
Трудности
понимания себя и окружающих, ведь подростки только учатся рефлексии -
оцениванию себя и других.
Поиск
комфортного существования, эмоциональной стабильности, свободы от требований и
давления. Каждый ребенок нуждается в
понимании, защите, помощи, любви. Это его основная потребность, удовлетворение
которой он надеется найти в семье и друзьях. С другой стороны, у подростков
есть еще и потребность в самоутверждении. Но делать это приемлемыми взрослыми
способами они пока не умеют — вот и «бунтуют» против «противных» правил,
сдерживающих их «свободную личность».
Примирение
своих норм и правил с общепринятой системой ценностей. У каждого из нас есть своя иерархия ценностей, которую мы,
родители, стараемся привить ребенку. В то же время в школе, на улице, в
социуме он сталкивается с другими ценностно ориентированными системами. А по
телевизору говорят еще и о третьей: «Пей пиво и только тогда все будет о'кей!»
Подростку предстоит разобраться во всем, понять для себя, что действительно ценно,
построить собственную иерархию приоритетов. Если ребенок не усвоил подобную
систему от родителей (они были слишком заняты собой или им вообще было не до
сына/дочери), то он ее придумывает сам. И тогда, скорее всего, в ней будет
превалировать враждебность к миру взрослых, которые его «бросили», а также
содержаться нормы и правила преступного мира, если к тому времени подросток
будет иметь отношение к какой-либо группировке. И такой ребенок, испытывая
чувство внутренней незащищен-ности, обратится за помощью не к родителям, а к
другим подросткам которые старше и «мудрее» его. И те, в свою очередь, дадут
ему место «около себя». Обогретый уличным теплом, ребенок пойдет на многие
нарушения ради «своих спасителей»
Отсутствие
оптимизма, сетование на судьбу. Многие
подростки часто рассказывают друзьям или взрослым как им тяжело, как
несправедлива к ним судьба. Этим они хотят вызвать к себе сочувствие и привлечь
к большему участию в своей жизни. Жалость они ассоциируют с теплом, в котором
нуждаются.
Зависимость
от других, отсутствие волевого контроля и трудности саморегуляции. Некоторые подростки не умеют сказать
«нет» своим знакомым или даже просто одноклассникам. В результате другие часто
пользуются этим самым бессовестным образом, а дети становятся заложниками
собственных обещаний. Если же у ребенка снижена самооценка, то он может стать
зависимым от мнения других и ради хорошего к себе отношения совершить
неблаговидный поступок. Подобные поступки подростки совершают также при
отсутствии воли, чтобы не слыть «белой вороной». И еще хочется напомнить о том,
что отсутствие тепла и понимания в собственном доме порой заставляет
подростков искать других, кому они могли бы довериться. И часто таким «добрым
дядей» становится кто-нибудь из сомнительной компании.
Трудности
принятия решения и выбора способов поведения в сложных ситуациях.
Часто подростки не готовы и боятся взять на себя ответственность за
принятие решений. Этот страх, в свою очередь, нарушает адекватность восприятия
реальности. И как следствие — поведение может стать ошибочным.
Постоянное
ощущение стыда за своих родителей и, как следствие, постоянное чувство вины и
озлобленности. Для подростков немалую роль в утверждении среди сверстников
играет их социальный статус и материальное обеспечение. Особо чувствительно к
этому относятся те из подростков, у которых в семье превалирует ценностная
ориентация только на духовность и нравственные качества человека. Или если
семья неполная, а ребенок неспособен противостоять насмешкам сверстников. Ведь
отсутствие отца часто ослабляет его социальную позицию в глазах
одноклассников. Но бывает и так, что сами родители стыдятся своего положения
(особенно если нужда заставила заниматься работой с их точки зрения «низкостатусной»
или обстановка в квартире не соответствует требованиям времени). Такие дети
воспринимают их стыд как свой и начинают стыдиться семьи. Это вызывает раздражение
и злобу на то, что их родители не смогли ничего добиться. Подростки также
стыдятся своих «предков», если они не соответствуют представлению ребенка об
идеальных родителях (например, отец-пьяница или мама-уборщица). Но не любить
их они не могут, поэтому такой стыд вызывает чувство вины перед семьей. А
внешне это может проявляться все той же раздражительностью и досадой (как
защитная реакция на чувство вины).
Подростковые
трудности характера: обидчивость, ранимость, повышенная эмоциональность, агрессивность
и др. Период отрочества характеризуется большой полярностью настроений и состояний
ребенка, с которыми он не всегда может справиться, а также заострением
некоторых черт характера. Это добавляет ему сложностей во взаимоотношениях.
16 «золотых»правил,
которые помогут родителям жить в мире с подростком
Проявляйте
терпение
Устанавливайте
доверительные отношения.
Сдерживайте
эмоции.
Не рубите с
плеча.
Будьте
последовательны и постоянны
Заинтересуйте
подростка в изменении себя.
Стремитесь к
разумному компромиссу и гибкости решений.
Поощрение и
наказания должны быть адекватны совершенному поступку.
Не старайтесь
«все понять».
Понимать ребенка
не означает одобрять его поведение.
Щадите «больные
места» подростка и его самолюбие.
Избегайте
нотаций и проповедей.
Говорите и
выясняйте все вовремя.
Не переносите
свои недостатки на ребенка.
Не прогнозируйте
неудачи.
Будьте другом, а
не подружкой.