Приветствую Вас Гость | RSS
Регистрация | Вход

Темы для Юкоз

Поделиться


Архив записей

Обычные трудности подростков

              У каждого ребенка в жизни наступает момент трудно­стей. Это могут быть трудности в понимании людей или усвоении школьного материала, проблемы в общении с друзьями или период конфликтов в семье. Но чаще всего эти трудности носят временный характер. А если ребенок умеет принимать помощь, то проблемы и вовсе решаются быстрее. С «трудными» подростками происходит то же са­мое, только проблемными становятся практически все сфе­ры их жизни одновременно.

Какие же психологические трудности возникают у ребенка на пути взросления?

Нарушение взаимоотношений с одноклассника­ми, друзьями, родителями, педагогами и другими взрослыми. Подростковый период - один из самых кон­фликтных в жизни детей. Обостренная чувствительность к словам, взглядам, отношению к себе со стороны других и дает вспышки неадекватного реагирования.

Разного характера трудности в обучении. Возмож­но, неудовлетворительное усвоение учебного материала связано с проблемами познавательной сферы. А быть мо­жет, учеба страдает вовсе не из-за этого...

Чувство внутреннего одиночества, непонятости другими. Именно в этот период многие подростки «вдруг» начинают ощущать себя никому не нужными. А некоторые придумывают себе теорию «приемного ребенка» - мол, я не родной ребенок, но мне об этом не говорят или: «Меня родили, чтобы родители не разошлись, а теперь я им не нужен». Эту теорию подростки иногда озвучивают вслух, добиваясь от взрослых «признания» того, что это правда. И не помогают никакие разговоры о том, что это чушь: «Что за глупость ты себе придумал? Мы столько о тебе заботим­ся и любим!» А любая повышенная забота после таких слов будет рассматриваться подростком как «заглаживание» ва­шего чувства вины. Лучшим выходом из ситуации будет продолжение обычной размеренной жизни семьи и повсе­дневной заботы о ребенке — как всегда. А если все-таки вас втянут в разговор, бросив что-то сродни обвинению «вы не родные», то на объяснения пойти, несомненно, нужно. Это будет тяжелый разговор. Поговорите с подростком о его чувствах и сомнениях. Поделитесь тем, что и вас когда-то мучили подобные мысли (даже если на самом деле этого не было), или расскажите о ваших приятелях, детей которых терзают подобные сомнения. Объясните ему, что такие чув­ства нормальны, потому что он начинает познавать себя.

Трудности понимания себя и окружающих, ведь подростки только учатся рефлексии - оцениванию себя и других.

Поиск комфортного существования, эмоциональ­ной стабильности, свободы от требований и давления. Каждый ребенок нуждается в понимании, защите, помо­щи, любви. Это его основная потребность, удовлетворение которой он надеется найти в семье и друзьях. С другой сто­роны, у подростков есть еще и потребность в самоутвер­ждении. Но делать это приемлемыми взрослыми способа­ми они пока не умеют — вот и «бунтуют» против «против­ных» правил, сдерживающих их «свободную личность».

Примирение своих норм и правил с общепринятой системой ценностей. У каждого из нас есть своя иерархия ценностей, которую мы, родители, стараемся привить ре­бенку. В то же время в школе, на улице, в социуме он стал­кивается с другими ценностно ориентированными система­ми. А по телевизору говорят еще и о третьей: «Пей пиво и только тогда все будет о'кей!» Подростку предстоит разо­браться во всем, понять для себя, что действительно ценно, построить собственную иерархию приоритетов. Если ребе­нок не усвоил подобную систему от родителей (они были слишком заняты собой или им вообще было не до сына/до­чери), то он ее придумывает сам. И тогда, скорее всего, в ней будет превалировать враждебность к миру взрослых, которые его «бросили», а также содержаться нормы и пра­вила преступного мира, если к тому времени подросток будет иметь отношение к какой-либо группировке. И такой ре­бенок, испытывая чувство внутренней незащищен-ности, об­ратится за помощью не к родителям, а к другим подросткам которые старше и «мудрее» его. И те, в свою очередь, дадут ему место «около себя». Обогретый уличным теплом, ребе­нок пойдет на многие нарушения ради «своих спасителей»

Отсутствие оптимизма, сетование на судьбу. Мно­гие подростки часто рассказывают друзьям или взрослым как им тяжело, как несправедлива к ним судьба. Этим они хотят вызвать к себе сочувствие и привлечь к большему участию в своей жизни. Жалость они ассоциируют с те­плом, в котором нуждаются.

Зависимость от других, отсутствие волевого кон­троля и трудности саморегуляции. Некоторые подро­стки не умеют сказать «нет» своим знакомым или даже просто одноклассникам. В результате другие часто пользу­ются этим самым бессовестным образом, а дети становят­ся заложниками собственных обещаний. Если же у ребен­ка снижена самооценка, то он может стать зависимым от мнения других и ради хорошего к себе отношения совер­шить неблаговидный поступок. Подобные поступки по­дростки совершают также при отсутствии воли, чтобы не слыть «белой вороной». И еще хочется напомнить о том, что отсутствие тепла и понимания в собственном доме по­рой заставляет подростков искать других, кому они могли бы довериться. И часто таким «добрым дядей» становится кто-нибудь из сомнительной компании.

Трудности принятия решения и выбора способов поведения в сложных ситуациях.  Часто подростки не готовы и боятся взять на себя ответствен­ность за принятие решений. Этот страх, в свою очередь, на­рушает адекватность восприятия реальности. И как след­ствие — поведение может стать ошибочным.

Постоянное ощущение стыда за своих родителей и, как следствие, постоянное чувство вины и озло­бленности. Для подростков немалую роль в утверждении среди сверстников играет их социальный статус и мате­риальное обеспечение. Особо чувствительно к этому отно­сятся те из подростков, у которых в семье превалирует ценностная ориентация только на духовность и нравствен­ные качества человека. Или если семья неполная, а ребенок неспособен противостоять насмешкам сверстников. Ведь отсутствие отца часто ослабляет его социальную по­зицию в глазах одноклассников. Но бывает и так, что сами родители стыдятся своего положения (особенно если нуж­да заставила заниматься работой с их точки зрения «низ­костатусной» или обстановка в квартире не соответствует требованиям времени). Такие дети воспринимают их стыд как свой и начинают стыдиться семьи. Это вызывает раз­дражение и злобу на то, что их родители не смогли ничего добиться. Подростки также стыдятся своих «предков», если они не соответствуют представлению ребенка об иде­альных родителях (например, отец-пьяница или мама-уборщица). Но не любить их они не могут, поэтому такой стыд вызывает чувство вины перед семьей. А внешне это может проявляться все той же раздражительностью и до­садой (как защитная реакция на чувство вины).

Подростковые трудности характера: обидчи­вость, ранимость, повышенная эмоциональность, аг­рессивность и др. Период отроче­ства характеризуется большой полярностью настроений и состояний ребенка, с которыми он не всегда может спра­виться, а также заострением некоторых черт характера. Это добавляет ему сложностей во взаимоотношениях.

 

16 «золотых»правил,

которые помогут родителям жить в мире с подростком

 

Проявляйте терпение

Устанавливайте доверительные отношения.

Сдерживайте эмоции.

Не рубите с плеча.

Будьте последовательны и постоянны

Заинтересуйте подростка в изменении себя.

Стремитесь к разумному компромиссу и гибкости решений.

Поощрение и наказания должны быть адекватны совершенному поступку.

Не старайтесь «все понять».

Понимать ребенка не означает одобрять его поведение.

Щадите «больные места» подростка и его самолюбие.

Избегайте нотаций и проповедей.

Говорите и выясняйте все вовремя.

Не переносите свои недостатки на ребенка.

Не прогнозируйте неудачи.

Будьте другом, а не подружкой.