Приветствую Вас Гость | RSS
Регистрация | Вход

Темы для Юкоз

Поделиться


Архив записей

Т р у д н о с т и      в      о б у ч е н и и

Во время обучения многие из учеников испытывают определенные трудности при усвоении учебного материала. В книге С. Н. Костроминой и А. Ф. Ануфриева «Как преодолеть трудности в обучении детей» все они подробно расписаны. Мы предлагаем познакомится лишь с некоторыми из них.

1.Проблемы с письменными заданиями

а) Пропуск букв в письменных работах.

Одна из причин возникновения этой проблемы - низкий уровень развития фонемати-ческого слуха ребенка. Корни этой проблемы уходят еще в дошкольный период. Иногда родители не обращают особого внимания на чистое произ­ношение слов в речи ребенка, не поправляют его. В резуль­тате ребенок не может правильно дифференцировать неко­торые звуки. Со временем это проявляется в неправильном написании слов или пропусках букв. Также у ребенка может быть слабая концентрация внимания. Он не способен долго сосредоточиваться во время письменной работы (диктанта).

б) Неразвитость орфографической зоркости.

Часто родители жалуются, что вроде бы ребенок и про­верил свою работу, а после можно найти еще с десяток оши­бок (в том числе и пропуски букв, о которых говорилось вы­ше). Этому способствует несформированность приемов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу). Также эта проблема может быть связана с низ­ким уровнем распределения внимания. Проявляется это в следующем: проверяя слова, подходящие под какое-ни­будь одно правило, он упускает из виду слова, написанные по другому правилу. Или, слушая текст, чтобы написать его под диктовку, ребенок сосредоточен на его запоминании, и не хватает внимания, чтобы еще и грамотность проверять.

2.Невнимательность и рассеянность

Иногда учителя жалуются, что некоторые ученики в классе просто витают в облаках. Конечно, могут быть и личные причины невозможности сосредоточиться на объясне­нии материала, например, ссора с другом, проблемы дома. Но это также может быть связано и со снижением уровня концентрации и устойчивости внимания, и с низким уров­нем произвольности (т. е. у подростка не хватает силы воли заниматься не слишком интересующим его предметом).

3.Трудности при решении математических задач

Всем известно, что среди детей встречаются и чистые гуманитарии, которым сложно понять математические по­строения. Но подобная проблема возникает, если у подро­стка не сформировано умение ориентироваться на систе­му признаков или же снижен общий интеллект.

4. Затруднения при пересказывании текста или устных ответах.

Эта проблема чаще всего встречается у подростков, у которых не сформировано умение планировать свои дей­ствия. Казалось бы, какая связь? Однако чтобы правильно пересказать текст, надо сначала найти и выделить опор­ные моменты, по которым можно ориентироваться, вос­производя прочитанное. Это как в жизни: чтобы довести дело до конца, надо уметь видеть промежуточные этапы, спланировать последовательность его выполнения. Если для ребенка в обиходе составление плана действий не яв­ляется сложностью, то он легко сможет продумать, как пе­рескажет текст или ответит устно. Низкий уровень логиче­ского запоминания (т. е. послдовательности) и общего речевого развития также может добавить трудности во время пересказа параграфа. Если подросток тревожен или имеет низкую самооценку, то для такого ребенка устные ответы могут стать настоящим испытанием.

5.  Постоянно забывает дома учебные предметы.

Эта жалоба на своих учеников особенно распространена среди преподавателей, работающих в пятых классах. Мы уже говорили, что именно в этот период подросток сталкива­ется с «многотребовательностью» учителей-предметников. Сразу запомнить все, что они просят делать, он не в состоянии, вот и забывает периодически то ручку, то нужную те­традь. Однако если подобные жалобы на ребенка встреча­лись и раньше (или «забывчивость» не прошла после перио­да адаптации), то причину надо искать в эмоциональной не­стабильности и повышенной импульсивности подростка.

6.Домашняя и классная работы отличаются по ка­честву выполнения.

Наверное, многие из родителей не раз удивлялись та­кому несоответствию: за выполнение домашних заданий сыну/дочери ставят «отлично», а вот за классные работы выше тройки оценки так и не поднялись. В чем причина: ведь ребенок все понимает и дома уроки делает самостоя­тельно? А дело, скорее всего, в том, что дома ребенок выпол-няет упражнения в своем темпе, а в классе всем дается одинаковое время на выполнение задания. Просто подро­сток медлителен, у него снижен темп деятельности. Второй причиной может послужить несформированность прие­мов учебной деятельности.

7. Постоянно просит учителей повторить задание.

Такая проблема часто возникает при нарушении вни­мания или из-за рассеянности ребенка. Или же у подро­стка снижен уровень кратковременной памяти. И та и дру­гая причина не дает подростку сосредоточиться на ин­струкции и правильно ее запомнить.

8. Систематические опоздания на занятия.

Эта проблема может быть вызвана рядом причин. Во-первых, низкий самоконтроль самого ребенка. Он просто не ставит перед собой цели следить за временем и делать все в срок. Или у него не хватает силы воли пораньше вста­вать, чтобы вовремя выходить из дома. В результате он спит до последней минуты, ничего не успевает сделать и выбегает на занятия в последний момент. Во-вторых, в не­которых случаях семейные проблемы не дают ему быть внимательным ко времени. А иногда за такими «опозда­ниями» стоит и какая-нибудь вторичная выгода подростка. Например, опоздание на контрольную, к которой не очень-то и готов. В результате учитель скажет переписать ее по­том, а за это время ученик либо успеет подготовиться, либо узнает у друзей характер и способ выполнения заданий.

9. Испытывает страх перед опросом учителя и лю­бой проверкой знаний.

Основная причина — повышенная тревожность подро­стка. Тревожный ребенок имеет низкую самооценку и не­уверен в себе. Поэтому для него любое предъявление себя — стрессовая ситуация. Также боязни отвечать способствуют авторитарный стиль воспитания, завышенные требования родителей или наказания за плохие оценки. Страх, что он может получить плохую оценку или не соответствовать ожи­даниям учителя, парализует мышление подростка. В резуль­тате даже при хороших знаниях он не в состоянии предъ­явить их в полной мере.